31 января в Санкт-Петербурге на площадке Дирекции по развитию транспортной системы СПб и Ленинградской области состоялось заседание рабочей группы по обсуждению вопроса о развитии проекта железнодорожного международного пункта пропуска «Светогорск» через российско-финскую границу. Участие в совещании приняли представители Министерства транспорта РФ, Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербургского филиала ФГКУ «Росгранстрой», Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и области, Северо-Западного таможенного управления, комитета области по туризму, Управления по транспорту, ООО «Транспортная интеграция», консорциум финских компаний и администрация МО «Светогорское городское поселение», которую представлял глава администрации Сергей Владимирович Давыдов.
Суть рассматриваемого заинтересованными сторонами вопроса заключалась в изучении перспектив придания железнодорожному пункту пропуска «Светогорск» международного статуса для осуществления грузоперевозок из России в Финляндию и обратно в двустороннем движении. В настоящее время, напомним, небольшая категория грузов перемещается в Финляндию в одностороннем порядке. С такой инициативой в Минтранс РФ обратился Региональный Союз Южной Карелии.
Первостепенной задачей предстоящего исследования является изучение потенциальных потребностей российских и финских предприятий в формировании данного международного грузового железнодорожного потока. Одновременно речь шла и о том, чтобы направление было не только грузовым, но и пассажирским.
О влиянии проекта развития железнодорожного пункта пропуска «Светогорск» на перспективы социально-экономического, транспортного и туристического развития МО «Светогорское городское поселение» в своем докладе рассказал глава администрации Сергей Давыдов. Интересы муниципального образования Сергей Владимирович отстаивал достаточно жестко. Он подчеркнул, что руководство поселения будет поддерживать проект только в случае, если он будет развиваться параллельно с развитием транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования, а именно – виадуков либо подземных путей в местах пересечения ж/д путей и автомобильных дорог. На сегодняшний день в черте только города Светогорска работают два железнодорожных переезда и один - в п. Лесогорский.
Соответственно, при увеличении движения поездов, переезды будут часто находиться в закрытом состоянии. Таким образом, пострадает производственная деятельность предприятия ЗАО «Интернешнл Пейпер», будет ограничено передвижение людей на территорию комбината и обратно. Не говоря уже о ж/д переезде в Лесогорском, который создаст большие неудобства для движения автотранспорта по федеральной трассе Светогорск-Выборг. И это при том, что перемещаемые промышленные грузы по территории муниципального образования, которое будет нести определенную нагрузку, никак не повлияют на доходную часть местного бюджета.
«Нам не нужно повторения опыта с поездом «Аллегро», - заявил Сергей Давыдов, отметив, что в настоящее время жители Выборгского района испытывают серьезные трудности при пересечении некоторых ж/д переездов в частности, в п. Кирилловское и п. Селезнево. В закрытом состоянии переезды находятся по 40 минут четыре раза в день, перекрывая движение не только пассажирского и грузового автотранспорта, но и экстренных служб – скорой помощи, МЧС и полиции.
В этом Сергея Владимировича поддержали и представители финской делегации.
Тем не менее, нельзя не сказать и о пользе для жителей муниципального образования от реализации данного проекта в случае, если в перспективе международный пункт пропуска будет осуществлять и пассажирские перевозки. Перемещаться в Санкт-Петербург и обратно, а также в Иматру и Лаппеенранту железной дорогой – возможность, которой население долго ждало. Это, к тому же, позволит привлечь дополнительные отчисления в бюджет МО за счет туристического потока. Участники совещания предварительно обсудили и тип пассажирского железнодорожного транспорта на данном участке. Было вынесено предложение о поездах капсульного типа – как «Аллегро», которые осуществляют движение без остановок. Однако, глава администрации нашего МО подчеркнул, что для населения актуально движение электропоезда, следующего с ключевыми и промежуточными остановками, как «Ласточка», чтобы таможенное и пограничное оформление пассажиры могли пройти в Светогорске. Разумеется, это создаст дополнительную нагрузку для пограничных и таможенных органов. Тем не менее, люди должны иметь возможность пользоваться данным видом транспорта как электричкой. В связи с чем, еще одним вопросом для исследования станет электрификация участка.
Таким образом, в ближайшее время Министерством транспорта будет сформирована рабочая группа, которая будет воплощать в действие результаты соответствующих исследований по проекту придания ж/д пункту пропуска «Светогорск» статуса международный, а также получит юридический статус для принятия решения по данному вопросу. Исследование будет завершено в апреле текущего года, после чего по его итогам будет назначено очередное совещание представителей заинтересованных сторон и ведомств, о чем администрации МО «Светогорское городское поселение» проинформирует население.
Сергей Владимирович Давыдов также сообщил, что в этот день, совместно с Дирекцией по транспорту, было проведено мини-совещание, посвященное строительству велодорожки к МАПП «Светогорск». По его словам, процесс не стоит на месте, на сегодняшний день сформировано техническое задание на проектирование велодорожки.
Анастасия Морозова